За доброОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Иван Яковлевич Яковлев - выдающийся чувашский просветитель

Многие современники запомнили выдающегося педагога и просветителя Ивана Яковлевича Яковлева сильным, целеустремленным и сдержанным человеком. Благодаря этим качествам он сумел выстоять в нелегкой борьбе с противниками просвещения чувашского народа и достичь больших успехов в этом деле. Но в то же время, как писал в своих воспоминаниях сын просветителя Алексей Иванович Яковлев, "одной из глубоких органических черт характера Ивана Яковлевича была жалостливость: он не мог без глубокого участия видеть чужого горя и несчастья и спешил всегда, чем только можно, прийти на помощь". Добротой и отзывчивостью отличалась и его жена, верный друг и помощник Екатерина Алексеевна, такими же они воспитывали своих детей. Можно привести немало примеров того, как щедро и бескорыстно помогали Яковлевы многодетным вдовам и сиротам, бедным учащимся своей школы, посещали тюрьмы и больницы, организовывали сборы пожертвований для инвалидов войн, беженцев и т.д.
Вот только один эпизод. Большим вниманием и заботой окружили Иван Яковлевич Яковлев и его жена Екатерина Алексеевна осиротевших детей священника Н.А.Воскресенского из села Болховское Курмышского уезда. Родители их умерли от тифа в начале 1910 г. Девочки Юля, Маня и Валя учились в Симбирском епархиальном училище, младший Володя – в духовной семинарии. Яковлевы очень жалели их, приглашали в гости, всячески им покровительствовали. Вот как описывает Екатерина Алексеевна один из вечеров, который они устроили у себя дома для сирот Воскресенских, в письме от 2 апреля 1910 г. снохе Ольге Петровне. Письмо интересно тем, что из него можно узнать о бытовых подробностях семьи Яковлевых, а также нравах молодежной среды того времени – (начала 20-го века):
 
"Вчера мы праздновали день ангела Манички Воскресенской. Было 5 девиц и 6 кавалеров: 5 человек семинаристов и Володя. Устроили вечеринку – пели, играли и танцевали. Маня и Юля играли на рояле, а потом их заменяли семинаристы на гитаре и балалайке. Было очень, по-видимому, весело и разошлись около 12 часов. Ужин вышел не очень обильный, так как я не знала заранее, сколько их будет, но кое-что набрали. Был пирог с рыбой, жареный лещ, колбаса, кета, сыр, пирожные трехкопеечные и 2 бутылки вина да 3 бутылки лапинской воды. Десерт: орехи двух родов, конфеты трех родов и яблоки с апельсинами. Десерт кушали хорошо, а ужинали плохо. Сама я за ужином не сидела, так как боялась стеснить гостей, думала, что барышни одни лучше угостят кавалеров, а оказалось, что барышни занялись только собой, а кавалеры процеремонились и ели совсем мало, так что половина закуски осталась …
Один из гостей, семинарист 6-го класса, видимо, с Маней не только хорошо знаком, но и смахивает на жениха. С ним она все время танцевала, сидела, гуляла, рядышком садилась пить чай и ужинать, и во время игр только к друг другу и обращались…
Юлинька была со всеми безразлична, она так худа, бледна, такая жалкая, что ей, видимо, не до женихов. Юлинька очень милая, очень скромная, тихая и деликатная. Маня бойкая, очень самостоятельная и властная … Оказывается, что Доброхотов ее всякий раз к нам провожает и от нас встречает, это я уж слышала со стороны. Девица, видимо, сама о себе заботится и ни в чьей услуге не нуждается. Завтра она опять хотела прийти, и я с ней поговорю. Если Доброхотов действительно тайный ее жених, то пусть лучше к нам ходит, чем они будут бегать по улицам …
Иван Яковлевич их всех видел только мельком. К вечеру папа отнесся очень благосклонно, хотя не выходил к ним, чтобы не мешать и не стеснять. К девицам и особенно к Володе он очень внимателен и ласков …".
 
 В каждой строке письма чувствуется поистине родительская забота об этих, в общем-то, чужих для них, детях.
Помощь Яковлевых сиротам Воскресенским не ограничивалась только материальной стороной. Они думали об их обучении, правильном воспитании, стремились устроить их дальнейшую жизнь. Эти усилия были не напрасны. Дочери Воскресенкого получили образование, вышли замуж. Причем Юля вышла замуж за семинариста, который стал священником в их родном селе Болховском. Володя поступил в Казанский университет, но рано умер, заболев тифом.
Дом Яковлевых был открыт для всех. Как вспоминал Иван Яковлевич, жена его, как и он сам, изредка показывалась в свете, а больше любила принимать у себя. Приглашая молодых людей на обед или чай, она ненавязчиво учила их хорошим манерам, умению прилично держаться в обществе. Молодежь ценила заботы Екатерины Алексеевны, всегда хорошо к ней относилась.
Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика